В конце 2021 года, в Госдуме РФ был одобрен, а затем подписан и вступил в силу ФЗ N494 от 30.12. 2021 г. Этот документ отменяет обязанность автовладельцев легковушек и мотоциклов проходить техосмотр. Обо всех “подводных”камнях нового закона читайте в нашей статье.
Зачем нужен техосмотр и причины его отмены
По действующим ПДД водитель имеет право эксплуатировать только технически исправное транспортное средство. Именно обязательный техосмотр и был единственной официальной процедурой для определения технического состояния всех авто в РФ. Если в результате проверки выявлены неисправности, то автовладелец должен был устранить их в течение 10 дней и снова приехать к оператору ТО, чтобы завершить прохождение процедуры и получить заключение — диагностическую карту.
На практике, до того момента, пока ТО был привязан к получению полисов ОСАГО, все сводилось к простой покупке диагностических карт, редко кто действительно делал все по правилам. В 2019 году стало очевидно, что необходима реформа системы обязательного технического осмотра. Ее цель — перевести процедуру из формального оформления диагностической карты для покупки полиса ОСАГО в реальную проверку технического состояния транспортных средств. Суть реформы в фото и видео фиксации процедуры на лицензированной станции и загрузка этих сведений в единую автоматизированную систему. Однако, реформа, изначально шла со скрипом. Этому способствовало сразу несколько факторов:
- во-первых многие станции техобслуживания оказались технически не готовы к ней, поэтому старт реформы неоднократно откладывали;
- затем мораторий на проведение ТО объявили из-за пандемии COVID-19.
Летом 2021 года представители МВД предложили отменить обязательный ТО для “легковушек” и мотоциклов, если они используются только в личных целях. Такую инициативу начальник ГУ по безопасности дорожного движения МВД, Михаил Черников, объяснил тем фактом, что на автовладельцах лежит обязанность следить за техническом состоянии авто. Поэтому обязательную процедуру ТО легковых авто и мототранспорта, собственниками которых являются физические лица, можно отменить. Поддержали эту идею и в Правительстве РФ, приводя в качестве аргумента статистику по вероятности попадания в дорожное происшествие ТС с просроченной диагностической картой:
- легковые авто — 1%;
- мотоциклы — 0.7%;
- автобусы — 5.6%
- грузовой транспорт — 2,1%.
В результате 30 декабря 2021 года ФЗ-494 был принят госдумой.
Кто обязан пройти ТО в 2022 году
Согласно новым правилам, техосмотр по-прежнему нужно проходить, если:
- при регистрации в ГИБДД, если с момента выпуска легкового автомобиля прошло 4 года;
- смене собственника ТС, если для легковушек и мотоциклов старше 4-х лет;
- при регистрации изменений в конструкции авто (например перевод на газ), а с момента производства авто прошло 4 года;
- для автобусов, грузовых авто и такси, использования ТС в коммерческих целях правила прохождения авто остаются прежними.
В законе, предусмотрен еще один пункт, когда владельца легкового авто или мотоцикла могут обязать пройти технический осмотр — “В случае визуального обнаружения признаков наличия у автомобиля технической неисправности, создающей угрозу безопасности дорожного движения”. Пока не ясно, как этот пункт будет применяться на практике и в чьем ведомстве находится право отправить владельца такого авто в пункт прохождения ТО.
Для кого отменили техосмотр в 2022 году
В 2022 году обязательный техосмотр не требуется для легковых авто и мотоциклов, собственниками которых являются физические лица, а транспорт используется только в личных целях. Автовладельцы физические лица, которые используют свой транспорт в коммерческих целях или в такси, не освобождаются от обязанности проходить ТО. Периодичность прохождения ТО в таком случае осталась прежней:
- для ТС старше 10 лет — ежегодно;
- для такси старше 5 лет раз в 6 месяцев.
Штрафы за отсутствие техосмотра
С приходом весны 2022 г., начнет действовать штраф — 2000 рублей, за просроченный техосмотр. Отслеживать такое правонарушение должны будут дорожные камеры, а выписывать штраф можно ежедневно. Этот штраф не распространяется на тех автовладельцев, которые согласно 494-ФЗ освобождены от обязательного ТО.
Можно ли пройти техосмотр добровольно
Представители РСА все же рекомендуют автовладельцам проходить ТО добровольно. По их словам, у сотрудников ГИБДД появится право останавливать авто и проверять его на месте или на спецпунктах. Если в результате такой проверки, авто будет признано неисправным, то это приведет к запрету на его дальнейшее передвижение своим ходом по дорогам общего пользования. А это значит, что инспектор ГИБДД может выписать штраф 2000 рублей, потребуется эвакуатор — что также не дешевое удовольствие и уйма потраченного времени. А в случае, если у автовладельца есть на руках действующая диагностическая карта, таких действий не последует.
Еще один риск — это вероятность попасть в ДТП на технически неисправном автомобиле. Здесь последствия могут оказаться достаточно серьезные для виновника аварии. По действующим правилам ОСАГО, пострадавший в ДТП получит компенсацию от страховой. А вот виновник аварии, рискует большими финансовыми потерями: если будет установлено, что причиной аварии стала неисправность — страховая компания вправе предъявить регрессные требования. Это означает, что водитель, виновный в аварии будет обязан возместить сумму ущерба, которую страховая компания выплатила пострадавшему. А это достаточно крупные суммы в 2022 году лимиты выплат по ОСАГО составляют:
- до 500 тысяч рублей, если вред причинен жизни и здоровью;
- до 400 тысяч рублей, на ремонт поврежденного автомобиля.
К тем автомобилистам, которые на момент аварии имеют действующую диагностическую карту, страховщики регресс предъявить не смогут, даже если авто технически неисправно.
ОСАГО онлайн
Гарантируем подлинность полиса и его наличие в РСА
Используйте кириллицу (русские буквы), указывая рег. номер
Забыли или ещё не получили номер